Женщина

Гендер

История

 

 

«Гудок», четверг, 7 марта 2002 г., № 41 (22584)

Историк Наталья ПУШКАРЁВА:

У россиянок собственная гордость - особый социальный темперамент

Хочу обрадовать соотечественниц: нас «изучают» ровно два века,  и  зарубежных учёных «история женщин» в России интересует едва ли не в большей степени, чем наших исследователей. Но монументальный труд «Русская женщина: история и современность» («Ладомир», 2002 г.) написала, конечно, «наша» - основательница исторической феминологии в России,  доктор исторических наук Наталья Пушкарёва.

- Наталья Львовна, как же всё-таки формулируется «женский вопрос» сегодня?

- Если раньше женщины России вели борьбу за равные права с мужчинами, то сегодня они обеспокоены тем, как создать условия, при которых была бы возможна реализация этих прав, закреплённых законами. В самом деле, возьмём право на образование: если женщина заводит ребёнка, то чаще всего оказывается отброшенной на несколько лет от учёбы или карьеры, в то время как мужчина, слегка помогая ей, не прекращает своего профессионального роста. Или в оплате труда: формально - никаких ущемлений, но, посмотрите, кто руководит армией женщин

- врачей и учителей? Мужчины занимают статусные места в академиях образования и медицинской, стало быть, и зарплата их выше. Да, мы по-прежнему живём в андроцентричном обществе, в центре которого мужчина, выстраивающий мир для себя - интересы карьеры, политики, дипломатии в нём превалируют, а домохозяйство, воспитание детей, эмоциональная сфера жизни считаются не столь серьёзными. Потому-то учёных-феминологов крайне волнуют вопрос признания женского взгляда на мир и проблема   самореализации женской личности.

- Неужели до сих пор нужно кому-то доказывать, что у женщин свой, особый взгляд на мир?

- Увы, это так, несмотря на то, что женщины России первыми в Европе - шаг Временного правительства - получили избирательные права. Большевики не признавали «особенность» женщин, немедленно запретив буржуазные феминистские организации, они решали общие проблемы, считалось, женские в том числе. Решение «женского вопроса» в России понималось как признание абсолютного равенства мужчин и женщин, вот почему «прекрасный пол», без учёта физиологических и физических возможностей, столь широко освоил работу в шахтах, на железнодорожном полотне, на тракторах. На принятие важных политических решений советские женщины не влияли, несмотря на занимаемую ими одну треть мест в Верховном Совете по квоте.

После распада СССР зародилось независимое женское движение, в центрах психологической помощи с женщинами стали, наконец, говорить о реальных возможностях, которые обеспечены им законами. Но объединения женщин не происходит - общественное мнение, опираясь на церковь, начинает «возвращать» женщину в семью. Мол, пусть рожает солдат и пахарей, а всё остальное мужчина сделает лучше.

- Наталья Львовна, меня всегда задевает, когда слышу, что современные русские настолько далеки по образу от своих пращуров-славян, что и сравнивать не приходится, неужели ничто не роднит нас с древнерусской женщиной?

- Наверное, разочарую вас, но содержание понятий меняется с течением времени, и образ женщины домонгольской Руси, конечно, отличен от тех, которые связаны в нашем сознании с эпохой Ивана Грозного, а тем более с дочерьми XIX -XX веков. И всё-таки есть черта, которая роднит нас с нашими праматерями, - исключительная социальная активность, утверждаю это как автор десяти книг на эту тему.

- А могли бы вы, образно говоря, показать графически, как на протяжении десяти веков шло раскрепощение русской женщины?

- Вот не стала бы так ставить вопрос, совершенного общества не существует, хотя каждый новый этап несёт прогресс по сравнению с предыдущим, Вся «история женщин», включая современную, есть история неравной борьбы, развитие идёт циклически, в общем круге - то лучше, то хуже, сейчас, как уже сказано, наблюдаем возврат к традиционности патриархального общества.

- Вы лично как считаете, что лучше, а что хуже?

- Как сказал поэт, говорить, что к лучшему, боюсь, говорить, что к худшему, опасно. И так не следует ставить вопрос - у женщин очень разные задачи, потому что несходство женских индивидуальностей в нашем обществе поразительно. Для одних участие в политике надсада, а Хакамада и Новодворская, судя по всему, не мыслят самореализации без этой сферы. Приветствуя возвращение к корням, к естественным, природой обозначенным обязанностям женщины, мы всё же не хотели бы оказаться отброшенными на несколько этапов назад. А кому-то нравится тунеядствовать, и, если человек находит в этом спасение, почему надо говорить, что это плохо? Все заметили, что в постсоветскую эпоху появился тип женщины-содержанки при новом русском, за рубежом они объединяются даже в отдельные партии.

- На фоне русских героинь - императриц, писательниц, декабристок - в вашей книге сказано и о феномене русских салтычих, террористок,    «богомерзких баб», проституток - сводимы ли воедино эти два полюса?

- Конечно, да, именно в силу различия женских типов, например, салтычихи встречались и в других культурах, а появление террористок связано с историей русского освободительного движения. Где были наибольшие волнения в России во времена народовольцев, эсеров, большевиков? В западных губерниях России, где жило много евреев, представлявших угнетённую нацию.

Не менее яркими женскими личностями в 20 - 30-х годах XIX века были дамы полусвета, или «беззаконные кометы», говоря пушкинским языком. Прежде всего, это Софья Дельвиг и «вавилонская блудница» Анна Керн, не следовавшие нормам поведения в обществе и бросавшие тем самым вызов нравственным устоям. Сюда можно причислить и Надежду Дурову, прообраз героини «Гусарской баллады», бросившую молодого мужа, полуторагодовалого ребёнка и отправившуюся воевать. В Петербург она вернулась в мужском казакине, курила, играла в карты и, несомненно, тоже внесла свой вклад в освобождение женской личности в России.

- Чем пленяет русская женщина западного мужчину - ни Пикассо, ни Сальвадор Дали не обошли её своим вниманием?

- Послушанием и покорностью. По православной концепции, русская женщина - служанка по призванию, кто ещё будет так лелеять мужчину, жертвуя своими интересами, где вы найдёте такой подарок? При этом умна и красива, прекрасный психотерапевт - эти наши черты и ценят творческие люди, художники в том числе.

- Ваша книга сводит воедино взгляды отечественных и зарубежных учёных на «женский вопрос» в России. Кто лучше, по-вашему, угадал русскую женщину?

- Западные учёные раньше обратились к богатой истории русских женщин, поэтому ими и больше сделано. Я высоко оцениваю их результаты.

- Устоят ли в XXI веке мужественность мужчин и женственность женщин - не грозит ли нам всем нивелирование?

- Не волнуйтесь, всё будет в порядке, общество будущего 2 не состоится без сохранения традиций. Есть надежда, что мужчина проявит, наконец, максимум понимания и признает за женщиной право видеть мир иначе, чем он.

- Какая из русских литературных героинь привлекала вас в большей степени?

- В школе мне нравилась тургеневская Елена Инсарова, готовая участвовать в революционной борьбе, сегодня с интересом читаю современных писательниц. Могу сказать ещё и то, что никогда не желала себе судьбы Наташи Ростовой или Анны Карениной, а также и Татьяны Лариной...

Нина Катаева

Rambler's Top100

Hosted by uCoz