<<< Предыдущая россиянка

Следующая россиянка >>>


Оглавление


Назад к книгам Н.Л.Пушкарёвой


 

8. Монахиня Феодосия Прокопьевна Морозова, раскольница (1632-1675)

В середине XVII в., с восшествием на престол второго царя из династии Романовых - Алексея Михайловича (1645 - 1676), фактическим правителем страны стал его воспитатель - «дядька», боярин Борис Иванович Морозов. Его род был самым богатым в России - Морозовы владели тысячами дворов и десятками тысяч подневольных крестьян. Брат Б. И. Морозова - Глеб Иванович Морозов - был тогда именитым собственником Костромских земель. Так что женитьба его на Феодосье Соковниной, дочери родственника М. И. Милославской, жены царя Алексея Михайловича, была для девушки выгодной партией. Однако семейное счастье Феодосии длилось всего одиннадцать лет. В 1662 г. Глеб Иванович умер, оставив свою овдовевшую жену наследницей огромного «выдела» из общего родового имущества. Казалось, перед нею открываются просторы счастливой и беззаботной судьбы. Но молодая вдова неожиданно для всех решила избрать удел, подобный монашескому. Впоследствии она приняла постриг.

Перестроив домашний уклад своей жизни по монастырскому образцу, Феодосия Прокопьевна открыла двери своих роскошных московских хором перед нищими и монахами, юродивыми и убогими, щедро раздавая им свое богатство.

К 60-м гг. XVII в. столица стала одним из центров староверческого раскола. Здесь действовали «старолюбцы», имевшие связи в кругах высшей светской знати и столичного духовенства. Боярыня Морозова быстро стала ярой сторонницей всех гонимых за «старую веру». С фанатичной страстью слушала она проповеди главы раскольников - протопопа Аввакума. Воротившись в 1664 г. из ссылки, он вместе с женою жил у боярыни Феодосии («инокини Феодоры», как она теперь себя именовала). Здесь же останавливались и находили материальную поддержку и многие другие «рас-колоучители» из разных концов страны. Среди них оказалась некая старица Меланья, возглавившая в 1660 г. женскую общину московских «старолюбцев». Боярыня Морозова стала, по совету Аввакума, ее послушницей. Феодосия Прокопьевна перестала ездить во дворец, отвергла святости официальной церкви, еще с большим рвением занялась благотворительностью.

Самоотверженность женщины, вступившей в борьбу с официальной церковью и царской властью, в условиях той эпохи обернулась религиозной экзальтацией. Однако пример «благочестной» боярыни вдохновил немало единомышленниц, увлек в раскол новых сторонниц, в том числе сестру Морозовой Е. П. Урусову, дворянку М. Данилову и других.

Конфликт с духовной властью знатной, приближенной ко двору боярыни обеспокоил не только высшее духовенство во главе с патриархом, но и самого царя. В 1666 г. у нее отобрали все имущество, богатейшие имения конфисковали и отписали в казну. Однако заступничество царицы на первый раз спасло Морозову, получившую обратно даже часть вотчин.

В 1671 г. и сама Ф. П. Морозова, и ее сестра Е. П. Урусова, продолжавшие, несмотря на преследования, проповедовать раскольнические идеи, были арестованы. Уговоры патриарха и других архиереев не смогли сломить их упорства. Морозовой угрожали пытками и дыбой, сожжением на костре. Но бесстрашная раскольница воспринимала физические мучения как страдания за истинную веру. Вместо публичной казни правительство Алексея Михайловича постановило уморить боярыню в земляной яме. В 1673 г. Ф. П. Морозова вместе с сестрой Е. П. Урусовой и М. Даниловой были сосланы в Боровский Пафнутьев монастырь (путь в острог знаменитой боярыни и запечатлел на своей картине В. И. Суриков). Через два года Ф. П. Морозова умерла в земляной тюрьме городка Боровска, так и не изменив своим убеждениям.

© Н.Л.Пушкарёва, 1991-2000
Любое использование материалов, представленных на этом сайте, без разрешения автора, запрещено.
Форма ссылки при цитировании:

Пушкарёва Н.Л. Знаменитые россиянки. М., 1991. (электронная версия - http://pushkareva.narod.ru/zr/)

Rambler's Top100

Hosted by uCoz