>> Вел. кн. Ольга
>> Анна Ярославна
>> Добродея-Зоя
>> Вел. кн. Евдокия Дмитриевна
>> Марфа Борецкая
>> Вел. кн. Софья Палеолог
>> Вел. кн. Елена Глинская
>> Феодосия Морозова
>> Алена Арзамасская
>> Царевна Софья Алексеевна
>> Царевна Наталья Алексеевна
>> Наталья Борисовна Долгорукая
>> Екатерина II
>> Кн. Екатерина Дашкова
>> Прасковья Жемчугова

Назад к книгам Н.Л.Пушкарёвой

© Н.Л.Пушкарёва

История России богата именами выдающихся правителей, полководцев. дипломатов, просветителей. деятелей культуры. Среди них немало женщин. Однако женские имена в нашей истории долгое время незаслуженно отодвигались на второй план. Причиной тому было представление о русских женщинах как об униженных, подчиненных мужу домашних «рабынях», якобы ничего для блага Отечества не сотворивших.

В том, что это ошибочно, помогает убедиться пристальное изучение исторических источников.

Уже начальные века русской государственности (до XII в.) тесно связаны со значительными деяниями наших женщин. Среди основателей стольного города Древней Руси - Киева - летописный свод XII в. называет не только князя Кия и его братьев, но и «сестру их Лыбедь». Имя же великой княгини Ольги упоминается всякий раз, когда речь заходит о выдающихся государственных деятелях прошлого.

Много ли было в те стародавние времена, когда жила эта «вещая» правительница, княгинь, боярынь, обладавших, подобно ей, всей полнотой власти в своей земле, своей «вотчине»? 

Бесспорно, нет. В Х - XI вв. обладание собственным имуществом, землями, а тем более управление целым княжеством женщиной - случай редкостный. Древнейший свод русских законов - «Русская Правда» -запрещал обеспечивать женщин собственностью. да и в древнерусских семьях стремления к этому долго не было: ведь передать часть родовой земли женщине означало обогатить чужой род, в который она вступала, выходя замуж. Регентство Ольги, как и сам пример передачи власти в руки женщины, было явлением исключительным. Однако к XIII в. уже большинство женщин привилегированного класса стали обладать личной собственностью. Княгини, боярыни имели по закону те же правомочия на распоряжение личным имуществом, что и их отцы, мужья.

Право на владение собственной землей дало женщинам самостоятельность и в личном плане, и в обществе. Несмотря на призывы церковной нравоучительной литературы быть терпеливыми, тихими. покорными, «не вымать ся из власти» мужчин в доме, в русском обществе появились энергичные деятельницы. 

Они и в семье занимали, как бы мы теперь сказали, «командные» позиции. Как Утверждает летопись, жены буквально «володели» своими мужьями, превращая их в «несвободных, раболиких и просторецих». Имея в руках «капитал», женщины княжеских, боярских, а позднее дворянских родов участвовали в политических интригах, ведя самостоятельную линию во всех административных делах. Правоспособность или бесправие. имущественная самостоятельность или отсутствие собственности - вот ключ к пониманию вопроса о том, почему одни из известных нам древ-нерусских женщин были независимыми, активны ми личностями, а другие не являли собой лишь примеры преданности семье и мужу.

Знатные киевлянки, за которыми их отцы давали в качестве приданого несметные богатства, были желанной партией для любого европейца. Имя Анны Ярославны, королевы Франции, открыло целую плеяду русских женщин, выдвинувшихся на государственном поприще в странах Европы. Среди них - Евпраксия Всеволодовна - императрица Германии (XI в.), Евфросинья Мстиславна - королева Венгрии (XII в.), Агафья Святославна - королева Польши и другие.

Уехав на чужбину, многие русские женщины прославили себя не столько как жены великих монархов, сколько как замечательные политические деятельницы. Главная предпосылка этого феномена - высокая по тому времени образованность русских женщин. Центрами образования на Руси долгое время были монастыри, где девочек обучали грамоте, письму, «врачебной хитрости», а также «пению, швению и ремеслам». Особое внимание придавалось изучению ими «инемних» (иностранных) языков. Азбуку и письмо в XII - XIII вв. знали даже простые крестьянки и ремесленницы, которые вели деловую переписку со своими заказчиками. Что и говорить о знати! потому и среди образованных, «книжных» женщин Древней Руси есть такие видные фигуры, как автор первого в истории врачевания медицинского трактата, написанного женщиной, - русская княжна Добродея-Зоя, а позже единственная в нашей истории женщина - составительница летописного свода, дочь князя черниговского Марья Михайловна. Рассказывая об истории своего княжества в 20 - 40-х гг. XIII в., «Марья-летописица» описала тяготы и ужасы монгольского завоевания. Под пером эмоциональной и талантливой составительницы драматическая судьба ее семьи и близких предстала как малая часть огромной национальной трагедии.

Установившееся на Руси трехвековое иго «не только давило, но оскорбляло и иссушало самую душу народа». Многое изменилось и в судьбах русских женщин. Жестокости войны не обходили стороной тех, кто легче всего мог стать жертвой нападений, разбоя, грабежа, полона. В середине XIII в. перестали заключаться дипломатические браки русских женщин с правителями европейских стран, упал международный престиж некогда могущественной Руси, которая состояла теперь из ряда враждующих между собою княжеств и земель. В русских летописях и литературных памятниках Х - начала XIV в. вместо ярких образов волевых правительниц появились образы женщин, являвших собою идеалы верных жен. Но и у них было особое «лица необщее выражение», отражающее глубинные черты великорусского женского характера.

«Первой ласточкой» начавшегося национального возрождения, «собирания сил» измученной Русью ,ыло знаменитое Куликовское сражение. Победоносная битва 138O г. ускорила процесс политического объединения русских княжеств, обретения ими прежней экономической стабильности. И вновь на исторической арене появились активные деятельницы, первой среди которых можно назвагь жену Дмитрия Донского - Евдокию.

Последующая эпоха нашей истории (конец XIV - начало XV в.) также отмечена деятельностью нескольких замечательных женских личностей - боярыни Марфы-посадницы, великих княгинь и княжон московских. Их принадлежность к правящей фамилии открывала возможность лично влиять на события государственной жизни, вольно распоряжаться российской казной. Впрочем, это были не только удачливые политические интриганки, но и расчетливые, умные собственницы, которые свободно продавали, обменивали, покупали земельные угодья, получали и передавали их по наследству, отдавали в «рост» под проценты. Многие источники говорят о том. что русские женщины XIV.- начала XV в. ничем не отличались от своих современниц в Западной Европе, среди которых были и создательницы собственных гильдий, и владелицы рудных разработок.

Но в начале XVI в. сфера социальной деятельности русских женщин стала неожиданно быстро сужаться. Всего за полстолетия (1520- 1570 гг.) появилась целая серия законов, направленных на ограничение прав и привилегий боярства в пользу «служилого сословия». Они больно ударили по правам женщин. Сама идея поместного землевладения, когда земли получались не в наследство, а за «службу верную», исключала получение земли женщинами.

В сужении имущественных правомочий женщин всех сословий кроется причина резких перемен в социальном и семейном положении русской женщины. Напомним, что как раз в середине XVI в. появился знаменитый свод правил горожанина «Домострой», в котором было сформулировано «право» мужа на главенствующее место в семье. на власть над женой и детьми. С появлением «Домостроя» и упомянутых указов женщины оказались практически отрезанными от всей общественной жизни, а нередко просто запертыми в «теремах» - высоких каменных или деревянных хоромах.

Затворническое воспитание в теремах на началах «Домостроя» формировало и особый тип женской личности. Большинство воспитуемых становились воистину смиренными и «покоривыми». Некоторые же проявляли редкую энергию, упорство, фанатизм в отстаивании внушенных им идей. Неслучайно среди участников религиозных движений XVII в. так много женщин. Назовем хотя бы члена «Кружка ревнителей благочестия» Анну Ртищеву -«советницу» своего мужа Федора, открывшего церковную школу при Андреевском монастыре: в их числе и боярыни Ф. П. Морозов, Е. П. Урусова, дворянка М. Т. Данилова.

Однако, говоря о «теремной системе», не следует преувеличивать ее распространенности на все русское общество. Затворничество коснулось лишь привилегированного слоя - княгинь и боярынь, который. правда, в прежние времена и рождал политиков и правительниц. В положении же женщин из трудовых семей - крестьянок и горожанок - мало что менялось с течением времени. «Затвори и ца-ми» о ни не были и никогда не стали. Устройство «терема» в небольшой крестьянской или посадской избе было практически невозможным. Отношение к женщине в простом народе основывалось на его нравственно-трудовых идеалах, на признании важной роли женщины в решении семейных дел. в тяжелом труде на поле и в мастерской, где она работала наравне с мужем, а зачастую и одна.

Известной долей самостоятельности пользовались в XVI в. и женыь служилых дворян, на которых падали все заботы по хозяйству и дому во время отлучек мужа на «государеву службу». Впрочем. общественное положение крестьянок, горожанок и небогатых дворянок и XVII в. было также незавидным, хотя они и не томились взаперти в теремах. Деспотическая власть отца или мужа делала порой их жизнь сущим адом. из которого можно было вырваться, лишь постригшись в монахини. В монастыре же их ждали то же сословное неравенство, та же несправедливость, которые окружали женщин в жизни за пределами обители.

Даже эпоха петровских преобразований, эпоха ломки старины, мало что изменила в положении женщин из народа. Заключением брачных сделок занимались родители, мало обращавшие внимания на то, что невеста шла под венец «по насилию ли. неволе ли». Слово родителя в таких делах было законом, и церковь стояла на страже нравственности брака и семейной жизни. Не во всех сословиях это нравственное влияние православия было одинаковым, но постепенное усвоение обществом общечеловеческих норм жизни, милосердия, сострадания вело к повышению духовности женщин, выработке особых черт женского характера. Случайно ли, что жертвенная судьба Натальи Долгорукой, явившейся предтечей самоотречения декабристок, восхитила современников и осталась в памяти потомков?

В то же время XVIII в. в России подарил истории целую плеяду выдающихся деятельниц из среды дворянства, которых отличало стремление лично участвовать в хитросплетениях политической жизни. После петровского указа 1714 г. о единонаследии, и особенно после специального распоряжения 1715 г., русские женщины-дворянки вновь получили возможность быть экономически самостоятельными. Семейные и имущественные отношения допетровских времен уже нс могли быть восстановлены в полном объеме. Женщина на троне еще в 

XVII в. казалась немыслимым явлением. Даже в короткий период своего могущества сводная сестра Петра 1 царевна Софья управляла государством от имени братьев. то есть неполноправно. Регентами были ее предшественницы в XV - XVI вв.- княгиня Ольга, Елена Глинская. В XVIII же веке положение разительно переменилось: на трон взошла жена Петра I Екатерина, за ней последовали Анна Иоанновна. Елизавета Петровна и. наконец, «царица-матушка» Екатерина II.

Немалое влияние на изменение прав женщин оказали реформы начала XVIII в. в области просвещения. Петр 1 прекрасно понимал, что дело вовлечения России в круг европейской культуры двинется вперед гораздо быстрее, если удастся приобщить к новшествам женщин. Современники Петра отмечали, что царь подумывал о посылке за рубеж знатных девиц для получения образования. Сподвижник Петра 1 Ф. Салтыков выступил с предложением расширить систему светского образования женщин, создав для этого специальные губернские училища. Конечно, учиться в них могли лишь девицы из знатных семей, но и это было значительным шагом вперед. К середине XVIII в. в каждом столичном доме. отличавшемся достатком, можно было встретить гувернера-иностранца: их стали специально нанимать в качестве домашних учителей для дочек, получавших знание хороших манер (как тогда говорили, «обхождения») и свободное владение иностранными языками.

Безраздельное господство церкви, ее влияние на общественное мнение, на отношение к женщине в обществе постепенно ослабевали. В екатерининскую эпоху (вторая половина XVIII в.) просвещенные умы России читали уже не «жития» святых, а мемуары, воспоминания, дневники. Сбреди них было немало женских. Известные деятельницы XVIII в., например Е. Р. Дашкова. Е. Б. Долгорукая, брались за перо. чтобы оправдать и прославить свою жизнь. Факты их биографий лишь отчасти раскрывают уклад жизни русской семьи XVIII в. Тем не менее путь этих женщин служит

своего рода примером перемен, ставших возможными благодаря приобщению женщин к образованию, передовой культуре. светским формам жизни. И хотя перемены эти затронули лишь тот круг лиц. который принадлежал к самым «сливкам» общества, все же это было то самое «новое», которое являло собой «хорошо забытое старое». Достаточно вспомнить известных правительниц и деятельниц древнерусской истории, восстановить в памяти исторические портреты женщин XIII - XIV вв. Социальная активность русских женщин, столь ярко проявившаяся во второй половине XVIII. а особенно в XIX в. и позднее, имела глубокие национальные корни в прошлом страны.

Значительна роль русских женщин в развитии отечественной культуры. Мы не знаем имен сочинительниц многих сказок, песен, поговорок, но они несут на себе печать женского творчества. Велик вклад русских женщин и в создание замечательных произведений прикладного искусства, в том числе древнерусского лицевого шитья (подражание живописной фреске или иконе). Известной мастерицей «пяличного» дела была в XVI в. первая жена царя Ивана Грозного Анастасия Романова, в XVII -Ксения Борисовна Годунова, дочь царя Бориса Годунова. А сколько было прекрасных художниц-вышивальщиц, оставшихся безымянными! В XVIII в. в России появился особый социальный слой так называемой «крепостной интеллигенции». К нему принадлежали многие замечательные актрисы. балерины, певицы, в том числе и такие известные, как П. И. Ковалева-Жемчугова, Т. Шлыкова. Е. Семенова и другие.

...Все чаще и пристальнее вглядываемся мы в прошлое. Мы видим в нем нс только женщин - хранительниц домашнего очага. матерей и жен. но и художниц и актрис, умных собеседниц и дальновидных дипломатов. бунтарок и правительниц. Исторические силуэты их порою ярки. а порою бледны из-за недостатка сохранившихся источников. Но каждая судьба величественна и самобытна. И они всегда будут интересны и близки потомкам, ибо это - история нашего Отечества.

© Н.Л.Пушкарёва, 1991-2000
Любое использование материалов, представленных на этом сайте, без разрешения автора, запрещено. Форма ссылки при цитировании:

Пушкарёва Н.Л. Знаменитые россиянки. М., 1991. (электронная версия - http://pushkareva.narod.ru/zr/)

Rambler's Top100

Hosted by uCoz