Портрет царевны Натальи Алексеевны. Худ. И.Никитин

<<< Предыдущая россиянка

Следующая россиянка >>>


Оглавление


Назад к книгам Н.Л.Пушкарёвой


 

11. ЦАРЕВНА НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА
(1673 - 1716)

Царевна Наталья появилась на свет год спустя после ро­ждения своего брата Петра, которому было уготовано судь­бой стать великим преобразователем России. До пяти лет вместе с братом она находилась у мамок, бабок и прочих прислужниц, которые вывозили их в Измайловское и Преображенское - «на воздух». Наталье не исполнилось и трех лет, когда умер отец - царь Алексей Михайлович. С нача­лом семилетнего регентства сводной сестры Петра и На­тальи - царевны Софьи ключевые позиции в государстве заняли родственники Софьи из рода Милославских, на вре­мя сумевшие оттеснить не только царевну Наталью вместе с матерью Натальей Кирилловной Нарышкиной, но и за­конного наследника - царевича Петра. Воспитанием царев­ны в те годы почти полностью занималась ее мать, женщи­на «доброго темпераменту, доброжелательного, токмо не была ни прилежная и ни искусная в делах и ума легкого». Так что дочь ее получила образование весьма скромное, если не сказать скудное. Тем не менее Наталья в зрелые годы обнаруживала глубокие познания в литературе и исто­рии. Этим она была обязана, подобно брату, тяге к знаниям и собственной одаренности.

С детских лет и на протяжении всей жизни царевна На­талья была единственной из сестер Петра, полностью разде­лявшей все начинания брата. В отличие от матери и других родственниц царя она никогда не окружала себя убогими, юродивыми, фанатичными приверженцами старого быта. Напротив, любя все, что нравилось брату, она с интересом относилась ко всему иноземному. И когда под влиянием рас­ширяющихся связей с европейскими странами при царском дворе распространился обычай заводить «комедии», то есть театральные зрелища, царевна Наталья оказалась в числе их инициаторов и организаторов.

В 1706 - 1707 гг. в селе Преображенском, куда в детстве вывозили царских детей, в палатах царевны Натальи Алек-се4евны начались представления. По замыслу царевны, а главным образом ее брата, организуемый театр должен был ставить пьесы, отражающие современные события и призы­вающие к служению «общему благу». Театру царевны спе­циальным указом самодержца были переданы «комедиальное и танцевальное платье», привезенное несколькими года­ми раньше немецкими театрами в Москву, а в 1709 г.- их декорации и тексты пьес. Спектакли для «охотных смотрелыциков» из числа придворной знати ставились силами любителей - приближенных и слуг царевны Натальи и ца­рицы Прасковьи (вдовы брата Петра I, Ивана Алексееви­ча). В репертуаре были инсценировки житий святых и пере­водных романов, сюжеты которых авторы постановок пы­тались приспособить под события русской истории. Тем не менее «домашний театр» при царском дворе не носил замк­нутого характера. Его появление было провозвестником возникновения настоящего профессионального театра, ко­торый был организован спустя четыре десятилетия.

Переехав в Петербург в 1710 г., Наталья Алексеевна и там устроила «комедийную хоромину» для всех «прилично одетых людей», то есть дворянской публики. Петербургский театр тоже был любительским, но для него уже специально писались пьесы, причем среди авторов этих драматургичес­ких произведений была и сама царевна Наталья, и некото­рые образованные люди того времени, например Ф. Журовский.

Петр I охотно поддерживал театральную деятельность своей сестры. Он всегда находил общий язык с Натальей и был с нею в дружбе вплоть до ее последнего часа - неожи­данной смерти в 1716 г.

 

© Н.Л.Пушкарёва, 1991-2000
Любое использование материалов, представленных на этом сайте, без разрешения автора, запрещено.
Форма ссылки при цитировании:

Пушкарёва Н.Л. Знаменитые россиянки. М., 1991. 
(электронная версия -
http://pushkareva.narod.ru/zr/)

  Rambler's Top100

Hosted by uCoz