|
11.
ЦАРЕВНА НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА Царевна
Наталья появилась на свет год спустя
после рождения своего брата Петра,
которому было уготовано судьбой стать
великим преобразователем России. До
пяти лет вместе с братом она находилась
у мамок, бабок и прочих прислужниц,
которые вывозили их в Измайловское и
Преображенское - «на воздух». Наталье не
исполнилось и трех лет, когда умер отец -
царь Алексей Михайлович. С началом
семилетнего регентства сводной сестры
Петра и Натальи - царевны Софьи
ключевые позиции в государстве заняли
родственники Софьи из рода Милославских,
на время сумевшие оттеснить не только
царевну Наталью вместе с матерью
Натальей Кирилловной Нарышкиной, но и законного
наследника - царевича Петра. Воспитанием
царевны в те годы почти полностью
занималась ее мать, женщина «доброго
темпераменту, доброжелательного, токмо
не была ни прилежная и ни искусная в
делах и ума легкого». Так что дочь ее
получила образование весьма скромное,
если не сказать скудное. Тем не менее
Наталья в зрелые годы обнаруживала
глубокие познания в литературе и истории.
Этим она была обязана, подобно брату,
тяге к знаниям и собственной
одаренности. С детских
лет и на протяжении всей жизни царевна
Наталья была единственной из сестер
Петра, полностью разделявшей все
начинания брата. В отличие от матери и
других родственниц царя она никогда не
окружала себя убогими, юродивыми,
фанатичными приверженцами старого быта.
Напротив, любя все, что нравилось брату,
она с интересом относилась ко всему
иноземному. И когда под влиянием расширяющихся
связей с европейскими странами при
царском дворе распространился обычай
заводить «комедии», то есть театральные
зрелища, царевна Наталья оказалась в
числе их инициаторов и организаторов. В 1706 - 1707 гг.
в селе Преображенском, куда в детстве
вывозили царских детей, в палатах
царевны Натальи Алек-се4евны начались
представления. По замыслу царевны, а
главным образом ее брата, организуемый
театр должен был ставить пьесы,
отражающие современные события и призывающие
к служению «общему благу». Театру
царевны специальным указом самодержца
были переданы «комедиальное и
танцевальное платье», привезенное
несколькими годами раньше немецкими
театрами в Москву, а в 1709 г.- их декорации
и тексты пьес. Спектакли для «охотных
смотрелыциков» из числа придворной
знати ставились силами любителей -
приближенных и слуг царевны Натальи и царицы
Прасковьи (вдовы брата Петра I, Ивана
Алексеевича). В репертуаре были
инсценировки житий святых и переводных
романов, сюжеты которых авторы
постановок пытались приспособить под
события русской истории. Тем не менее «домашний
театр» при царском дворе не носил замкнутого
характера. Его появление было
провозвестником возникновения
настоящего профессионального театра, который
был организован спустя четыре
десятилетия. Переехав в
Петербург в 1710 г., Наталья Алексеевна и
там устроила «комедийную хоромину» для
всех «прилично одетых людей», то есть
дворянской публики. Петербургский театр
тоже был любительским, но для него уже
специально писались пьесы, причем среди
авторов этих драматургических
произведений была и сама царевна
Наталья, и некоторые образованные люди
того времени, например Ф. Журовский. Петр I
охотно поддерживал театральную
деятельность своей сестры. Он всегда
находил общий язык с Натальей и был с нею
в дружбе вплоть до ее последнего часа -
неожиданной смерти в 1716 г.
|
© Н.Л.Пушкарёва,
1991-2000
Любое использование материалов,
представленных на этом сайте, без
разрешения автора, запрещено.
Форма ссылки при цитировании:
Пушкарёва Н.Л.
Знаменитые россиянки. М., 1991.
(электронная
версия - http://pushkareva.narod.ru/zr/)