Условный портрет Добродеи-Зои

<<< Предыдущая россиянка

Следующая россиянка >>>


Оглавление


Назад к книгам Н.Л.Пушкарёвой


 

1. Добродея-Зоя, дочь вел. кн. Киевского Мстислава Владимировича (XII в.)

Имя великой княгини Ольги упоминается всякий раз, когда речь заходит о выдающихся личностях прошлого нашего Отечества. Оно вошло в народные сказания киевских времен как имя «вещей», «мудрой» правительницы («и бе мудра и смыслена»), чья деятельность оставила глубокий след в жизни Древней Руси. Летописная традиция называет Ольгу псковитянкой, дочерью псковского князя. Позднейшая же легенда (XVI в.) рассказывает о ней как о крестьянской девушке, обладавшей ясным умом, на которой женился великий князь киевский Игорь, прозванный Старым (912 -944 гг.). После трагической гибели мужа княгиня Ольга в течение почти двух десятилетий правила Русскою землею на правах регентши при малолетнем сыне Святославе.

В самом начале самостоятельного властвования княгине удалось провести первую в истории России крупную финансовую реформу. Ольга развернула кипучую деятельность по упорядочению сбора дани с ближайших территорий, ввела «уставы» и «уроки» (размер ежегодно сбираемой дани и периодичность сборов). Автор «жития» княгини Ольги подчеркнул, что она сама «обиходяще всю Руськую землю, дани и уроки льгкы уставляющи». Проведенная Ольгой систематизация сбора «полюдья», усиление княжеской администрации на вновь освоенных землях способствовали сплочению отдельных земель Руси.

Правильно оценив, что созданная ею система управления и новые методы обогащения княжеской казны нуждаются и в новой форме идеологии, Ольга едва ли не первой из «руссов» решилась на принятие христианства. Тем самым «вещая» княгиня старалась проложить Руси путь в ряды христианских государств Европы. Поездка правительницы Киевского государства в Царьград (Константинополь) в середине 50-х гг. Х в., как и многое другое в жизни Ольги, обросла легендой. «Игемона и архонтиссу руссов», как называют Ольгу византийские хроники, принимал сам император Константин Багрянородный. Составитель «Повести временных лет» (XII в.) привел в своем произведении легенду о сватовстве этого женатого правителя Царьграда к немолодой русской правительнице (княгине было уже за 40). Согласно преданию, княгиня Ольга вначале попросила окре

стить ее, а уж затем предлагать руку и сердце. Император выполнил ее просьбу и сам «крестил ю», после чего хитрая княгиня якобы сказала: «Како хощещи меня пояти, кръстив мя сам и нарек мя дщерию?» (крестный отец, по церковным нормам, не мог жениться на крестнице). В ответ кесарь якобы воскликнул: «Переклюкала мя, еси, Ольго!» («Перехитрила меня, Ольга!»). Автор легенды изобразил дело так, будто Ольга заранее задумала крещение как способ избавления от притязаний на ее руку.

В действительности Ольга имела свои, далеко идущие планы: она надеялась женить своего единственного сына на одной из. принцесс императорского дома. Эта попытка не увенчалась успехом. Тем не менее поездка в Византию оказалась в общем плодотворной: княгине удалось обсудить торговые и дипломатические вопросы, сама она была возведена в почетный ранг «дщери» императора, которому, в свою очередь, Ольга обещала военную помощь. На прощание Константин Багрянородный богато одарил княгиню «...и дасть ей злато и сребро, паволоки (ткани) и съсуды различныя и отпусти ю».

Автор миниатюры Радзивилловской летописи XVI в. изобразил Ольгу и Константина во время описанных выше переговоров сидящими на одной скамье, подчеркнув тем самым их равенство.

Сделав первый шаг к сближению с христианским миром, Ольга тотчас же после возвращения на Родину предприняла второй. В 959 г. она отправила посольство в Германскую империю к Отгону I и дала согласие на допуск в русские земли германских миссионеров, деятельность которых, однако, успеха на Руси не имела. Эта вторая внешнеполитическая инициатива русской правительницы, так же как и предыдущая, показала, что даже в то время, когда война была главным средством решения политических споров, за международное признание можно было бороться и без применения силы. Первая женщина-дипломат в древнерусской истории с успехом это подтвердила.

© Н.Л.Пушкарёва, 1991-2000
Любое использование материалов, представленных на этом сайте, без разрешения автора, запрещено.
Форма ссылки при цитировании:

Пушкарёва Н.Л. Знаменитые россиянки. М., 1991. (электронная версия - http://pushkareva.narod.ru/zr/)

Rambler's Top100

Hosted by uCoz