<<< Предыдущая россиянка

Следующая россиянка >>>


Оглавление


Назад к книгам Н.Л.Пушкарёвой


 

4. Великая княгиня Московсая Евдокия Дмитриевна, жена вел. кн. Московского Дмитрия Донского (?-1407)

...Церковь не сочла ее ни праведницей, ни угодницей: слишком много времени и забот отдала она мирским, семейным делам. Имя Евдокии не попало в списки святых и мучениц. Оно осталось в летописях и памяти народной.

В середине XIV в. два могущественных князя: Дмитрий-Фома Константинович, правитель земли суздальской, и внук Ивана Калиты, князь московский Дмитрий Иванович, - оспаривали преимущественное право на великокняжеский ярлык (ярлык давал татарский хан, и от его согласия зависело решение вопроса о верховной власти на Руси). Лишь в 1363 г., когда московское войско победило суздальцев и заняло Владимир, князь Дмитрий-Фома Константинович навсегда признал превосходство молодого московского «волостеля» (сопернику было всего 12 лет!). А через четыре года Дмитрий-Фома дал согласие на брак своей дочери Евдокии с московским князем. В 1366 г. прелестная молодая чета вступила под радостный перезвон колоколов в белокаменную Воскресенскую церковь Коломенского кремля. Суздальская княжна Евдокия стала великой княгиней московской...

Жизнь молодых была хлопотной и многотрудной. Дмитрий был занят укреплением стен Кремля, Евдокия хозяйствовала в огромной вотчине, участвовала в освещении церквей. Передавая на их строительство немалые средства, она оставляла за собой право решать финансовые вопросы. Время же было тревожное: москвичам постоянно угрожали татарские набеги. Не было лада и «замирения» и между бывшими соперниками, а ныне тестем и зятем. Даже на главную русскую сечу в 1380 г., куда привели свои рати многие русские князья, отец Евдокии своего войска не прислал. Зато дочь его, великая княгиня московская, осведомленная о многих политических планах и замыслах мужа, приняла близко к сердцу идею освобождения от всесилия Орды, опустошавшей родные земли. «Сказание о Мамаевом побоище» донесло до нас ее обращение перед битвой к «княгиням, боярыням, женам воеводским и женам служних». В уста героини вложен здесь не традиционный плач «проводы деющих», а мольба-требование «победита противных супостатов».

Победа была великой - недаром получил Дмитрий прозвание Донского,- да радость недолгой. Два года спустя хан Тохтамыш, воспользовавшись предательством брата Евдокии Ивана, ворвался со своим войском в Москву и сжег полгорода. Евдокии и Дмитрию Ивановичу пришлось скрываться в Костроме.

Семейное счастье супругов длилось еще семь лет. Что ни год - Евдокия рожала сыновей. Последний явился на свет за несколько дней до кончины Дмитрия, немало заботившегося о том, кто станет его преемником. В своем завещании («духовной») он написал, что доверяет решение всех вопросов своей супруге: «А вы, дети мои, слушайте матери своее во всем, из ее воли не выступайтеся ни в чем. А который сын мой не будет в ее воле - на том не будет моего благословения».

Евдокия Дмитриевна тяжело пережила смерть любимого ею Дмитрия, которого именовала «свете мой светлый». Обычай требовал от нее принять постриг, но Евдокия поначалу отвергла монашескую долю. Нужно было еще поднять сыновей (старшего, преемника отца, она уже через год после смерти мужа выгодно женила на дочери литовского князя Витовта). Нужно было увековечить память о Дмитрии Ивановиче, и Евдокия взялась за необычное для княгини дело: она решила поставить в Кремле новую церковь для женской половины великокняжеской семьи и поручила расписать ее выдающимся живописцам того времени - Феофану Греку и Даниилу Черному. К 1396 г. храм был возведен...

Евдокия вела свои мирские дела столь деятельно и успешно, что по городу поползли слухи, что живет она во вдовстве своем «нечестно». «Смутились» теми слухами даже ее сыновья, пришли к матери за ответом. И тогда, говорит предание, княгиня раскрыла перед детьми роскошное княжеское облачение и явила им свою иссохшую, увешанную веригами грудь. Тем самым она показала, что уже давно тайно приняла монашеский обет и свято его соблюдала. Теперь, когда все дети выросли, настал час раскрыть тайну. Уверившись в том, что в семье царит мир, Евдокия отошла от дел и открыто постриглась под именем Евфросиньи.

© Н.Л.Пушкарёва, 1991-2000
Любое использование материалов, представленных на этом сайте, без разрешения автора, запрещено.
Форма ссылки при цитировании:

Пушкарёва Н.Л. Знаменитые россиянки. М., 1991. (электронная версия - http://pushkareva.narod.ru/zr/)

Rambler's Top100

Hosted by uCoz